- Садистские и мазохистские отношения. Эти отношения не равноценны, где-то нарушен баланс. Садист не умеет любить в принципе, никаким уважением к партнеру у него даже не пахнет. Мазохист не способен полюбить даже себя, и зачастую неосознанно сам провоцирует партнера на агрессию. Склонность к садизму или мазохизму обычно берет начало из детства. При неправильном воспитании самооценка получается неадекватно завышенной или заниженной. Впрочем, в каждом садисте есть немного мазохиста и наоборот.
- Жалость. Она обычно имеет мало общего с уважением. Весьма характерна для христиан.
- Манипуляция. Фраза «А ты меня любишь?» - точный детектор того, что перед вами манипулятор, который надеется, что жертва бросится доказывать свою любовь. Произносится перед демонстрацией дорогой вещи, которую он хотел бы получить в подарок (чаще в случае, когда манипулятор женского пола), или перед сексом (когда манипулятор мужского пола). В детско-родительских отношениях этим приемом тоже не брезгуют. Дети так могут выклянчивать деньги или подарки, родители – внимание к себе и повиновение своей воле. Считается, что дети обязаны любить родителей и наоборот, и при напоминании кем-то об этой «обязанности» человек испытывает чувство вины, думает, что он «неправильный» ребенок или родитель.
- Желание секса без интереса к объекту как к личности. Происходит обычно в больных обществах и у несостоявшихся личностей, презирающих противоположный пол либо в принципе неспособных разглядеть в человеке что-то кроме внешних параметров.
- Собственническое отношение. Ревность – не признак любви, а признак такого отношения.
- Служение богу, преданность к родине и положительное отношение к пиву/шоколаду/etc тоже принято называть любовью, но хотелось бы разграничить эти понятия. Есть такие слова, как фанатизм, преданность, увлеченность, пристрастие и т.д.
- Любовь к родителям и детям тоже хотелось бы обозвать иначе, а то сильно попахивает Эдиповым комплексом. Возможно, что Фрейд прав, и либидо распространяется на всех без исключения, но ведь это получается отклонение. В общем, любовь к детям корректнее было бы назвать родительскими чувствами. А братскую «любовь» по Э. Фромму - просто дружбой.
- Влюбленность. Она может быть первой стадией любви, а может закончиться разочарованием, когда влюбленные слишком хорошо узнают друг друга и поймут, что им не по пути. «Любовь с первого взгляда» - это влюбленность с удачным продолжением.
- Что касается платонической любви: таковой не существует. Секс – важный аспект любви, одно и самое древнее ее проявление. Любовь – сложная программа в мозгу, которая в процессе развития человечества усложнялась и совершенствовалась. На старые части программы добавлялись новые условия, и все тесно переплелось. Удалить последнее изменение можно, это просто будет регресс, откат назад. Удалить основу при сохранении работоспособности нельзя – иначе все будет глючить так, что мало не покажется.
- Любовь не должна быть безусловной. Она должна стимулировать развитие. Полностью удовлетворенному человеку обычно лень шевелиться – и так хорошо. Но и слишком условной любовь быть тоже не должна – иначе она переходит в манипуляцию.
- Что касается жертвенности. Каждый сам выстраивает для себя приоритеты, и требовать никто ни от кого ничего не должен. Но если любимый человек находится где-то на десятом месте, между шоппингом и прокачкой персонажа в онлайн-игре, стоит ли говорить о ее серьезности? К примеру, если любимый при смерти, то уже никакие развлечения будут не в кайф, а находиться рядом с любимым, чтобы его поддержать – вполне естественный порыв. С другой стороны, бессмысленны и глупы демонстративные жертвы, с легкой руки одного из моих друзей названные «Белое коньство», или закос под «Принца на белом коне». Сюда относятся события из песни «Миллион алых роз» - крайне глупые понты, оставляющие без средств к существованию и лишающие себя и отношения какого-либо будущего.
- В качестве вывода приведу, на мой взгляд, наиболее полное понимание любви, взятое из древнеиндийского трактата «Ветка персика»:
Тему любви очень любят обсуждать последователи ППР. «Бог есть любовь» от христиан, множество сопливых фразочек от не обремененных интеллектом девушек. Все это опускает имидж любви ниже плинтуса. Хотелось бы определить, чем же является любовь для развитых личностей.
Попыток определений любви очень много. Например, Анна Луиза Жермена де Сталь определила любовь как «эгоизм вдвоём».
У Эриха Фромма несколько иное, более широкое понимание. Он определил любовь как активную заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. В принципе, это правильно, и это условие необходимое, но недостаточное. По его мнению, любить нужно все человечество, и неспособный к этому не способен любить и одного человека. Хотелось бы возразить ему известным афоризмом (к сожалению, не помню, чьим) «Легко любить все человечество – попробуй, полюби соседа».
Любовь ко всем уничтожает глубину чувства, нивелирует выдающиеся положительные черты отдельных личностей. Фромм же критикует «эгоизм двоих», считая эти отношения, наряду с садомазохизмом, одной из форм разложения любви.
Он писал, что любить умеют не все и что любви препятствует капиталистический менталитет. Приведу цитату из работы «Искусство любить» авторством упомянутого выше Фромма:
«Человек становится, как говорят, «от девяти до пяти», частью армии рабочих или бюрократической армии клерков и управляющих. У него мало инициативы, его задачи предписаны организацией данной работы, и существует мало различия даже между теми, кто на верху лестницы, и теми, кто внизу. Все они выполняют задачи, предписанные структурой организации, с предписанной скоростью и в предписанной манере. Даже их чувства предписаны: бодрость, терпимость, надежность, чувство собственного достоинства и способность без трений вступать в контакт с другими людьми.
От рождения до смерти, от субботы до субботы, с утра до вечера - все проявления жизни заданы заранее и подчинены шаблону. Как может человек, захваченный в эту сеть шаблона, не забыть, что он человек, уникальный индивид, тот единственный, кому дан его единственный шанс прожить жизнь, с надеждами и разочарованиями, с печалью и страхом, со стремлением любить и ужасом перед уничтожением и одиночеством?»
Так-то оно так, однако, раньше было ничем не лучше, меркантильность не могла появиться ниоткуда, а свободы было, пожалуй, еще меньше. В более ранних обществах о любви лишь говорили много, а женились в основном на тех, кого выберут родители, с расчетом, что любовь появится после. Даже рыцари с их культом «прекрасной дамы» не относились к собственным женам с таким же трепетом. Прекрасная дама была женщиной из более высокого сословия, а то и вовсе выдуманной, и из-за своей недоступности словно лишена недостатков. А внезапно вспыхнувшая любовь при запланированном браке (как, например, в эпосе «Песнь о Нибелунгах», где Зигфрид и Кримхильда полюбили друг друга уже заочно, и сохранили это чувство до самого конца, с многолетними планами Кримхильды отомстить за мужа, во что бы то ни стало) – это уже из области фантастики. Что уж говорить о более древних обществах, когда родовые отношения считались важнее брачных.
Итак, я отвлеклась. Чтобы понять, что же есть любовь, определю основные заблуждения относительно нее. То, с чем любовь легко спутать.
Формы псевдолюбви я бы выделила такие:
«Три источника имеют влечения человека – душу, разум и тело.
Влечение душ порождает дружбу.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трёх влечений порождает любовь».